Пит Мондриан
|
|
Самый крайний радикал среди абстракционистов современной эпохи — датский живописец Пит Мондриан (1872—1944). Он был на 9 лет старше Пикассо. В 1912 году Мондриан приехал в Нью-Йорк уже сложившимся художником, работавшим в традициях Ван Гога и фовистов.
|
|
Чарлз Демут
|
|
Современное направление оказалось в американском искусстве недолговечным. Одним из немногих художников, продолжавших работать в новаторском русле после Первой мировой войны, был Чарльз Демут (1883-1935).
|
|
Абстракционизм
|
|
После того, как Пикассо перестал строго следовать принципам кубизма, в начале 1920-х годов произошел массовый отход художников от абстрактного искусства.
|
|
Пикассо.
|
|
В конце первой мировой войны наблюдался беспрецедентный — после четырех лет творческого затишья — расцвет искусства. Начнем с Пикассо, чей выдающийся талант возвышается над всем искусством этого периода и не поддается какой-то четкой классификации.
|
|
Беллоуз.
|
|
Джордж Беллоуз (1882—1925) не участвовал в создании «школы мусорного ящика» и тем не менее стал ее ведущим мастером в период расцвета. Глядя на шедевр Беллоуза, «Ставьте у Шарки!»
|
|
Реализм
|
«Школа мусорного ящика». Что касается Америки, то увлечение новаторскими экспериментами началось не в кружке Стиглица, а в так называемой «школе мусорного ящика» в Нью-Йорке (это художественное объединение известно и под названием «Восьмерки»).
|
|
Дюшан.
|
|
Накануне Первой мировой войны в Париже жил еще один художник фантастического направления - француз Марсель Дюшан (1887- 1968).
|
|
Шагал.
|
|
Острое чувство ностальгии, ярко выраженное в «Мистерии и меланхолии улицы», преобладает и в фантазиях Марка Шагала (1887- 1985) - русского еврея, уехавшего в Париж.
|
|
Де Кирико.
|
|
Влияние романтизма наиболее ощутимо в поразительных картина, которые писал в Париже накануне Первой мировой войны Джорджо де Кирико
|
|
Фантастическое искусство
|
Третье направление, которое мы называем «fantasy», или фантастическим искусством, имело менее ярко выраженный путь развития, чем два других, так как оно зависит не столько от конкретного стиля,
|
|
Супрематизм
|
|
Первым чисто русским течением в искусстве XX века стал, однако, супрематизм. Сделав один из величайших в истории искусства скачков пространственно-символического воображения, Казимир Малевич (1878-1935) создал свой знаменитый «Черный квадрат»
|
|
Кубофутуризм.
|
|
Кубофутуризм зародился в России за несколько лет до Первой мировой войны благодаря тесному общению с ведущими художественными центрами Европы. Этот стиль берет свое начало от Пикассо
|
|
Футуризм.
|
|
Кубизм изначально был задуман Пикассо и Браком как формальный метод создания изящно уравновешенных произведений в традиционных жанрах натюрморта, портрета и ню.
|
|
Синтетический кубизм.
|
|
К 1910 году кубизм прочно утвердился как альтернатива фовизму, и к Пикассо присоединился ряд художников, одним из которых был Жорж Брак (1882-1963). Он работал с Пикассо в таком тесном сотрудничестве, что порой даже трудно распознать, кому же принадлежит
|
|
Аналитический кубизм.
|
|
Утверждение, что в «Авиньонских девицах» есть нечто от Сезанна, сначала кажется неосновательным. Однако Пикассо, внимательно изучая позднее творчество Сезанна
|
|
Абстракционизм
|
|
Второе из главных направлений в искусстве - абстракционизм. Рассматривая творчество Кандинского, мы отметили, что этот термин обычно применяется для обозначения процесса (или результата) обобщения и упрощения видимой реальности.
|
|
Марсден Хартли.
|
|
Американские художники знакомились с фовистами на выставках, начиная с 1908 года. После приведшей к решительному повороту выставки «Армори Шоу» 1913 года, когда в НьюЙорке было впервые широко представлено новое европейское искусство, возрос интерес и к не
|
|
Василий Кандинский.
|
|
Самый смелый и неожиданный шаг после фовизма сделал работавший в Германии русский художник Василий Кандинский (18661944) - ведущий мастер объединения мюнхенских живописцев «Голубой всадник» («Der Blauer Reiter»).
|
|
Группировка «Мост»; Эмиль Нольде.
|
|
Наибольшее влияние фовизм оказал на немецких живописцев, особенно на мастеров объединения «Мост» («Die Briicke») - группировки близких по взглядам художников, живших в 1905 году в Дрездене. В их ранних работах можно проследить как упрощенную, ритмическую
|
|
Жорж Руо.
|
|
Другой представитель группировки фовистов, Жорж Руо (1871-1958) вряд ли согласился бы с определением «экспрессии», данным Матиссом. Для него выразительность все еще, как и в «старом» искусстве, была неотделима от «страсти, отражающейся на лице».
|
|
Анри Матисс.
|
|
Ведущим художником группировки фовистов был Анри Матисс (1869-1954) - патриарх основоположников живописи XX века. Его картина «Радость жизни» (илл. 416) выражает суть фовизма нагляднее, чем любое другое произведение. Плоскости яркого локального цвета, тяж
|
|
Фовисты.
|
Юные художники, выросшие в болезненной,
«декадентской» среде 1890-х годов (стр. 401), были глубоко поражены увиденным, и некоторые из них создали совершенно новый стиль живописи, отличающийся буйством красок и смелыми
искажениями реальности.
|
|
Экспрессионизм
|
В отношении живописи можно сказать, что XX век наступил на пять лет позже хронологического начала столетия. В 1901—1906 годах в Париже состоялось несколько крупных выставок произведений Ван Гога, Гогена и Сезанна. Впервые достижения этих мастеров стали до
|
|
ЖИВОПИСЬ ПЕРЕД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ
|
В нашем обзоре искусства нового времени мы уже последовательно рассмотрели целый ряд «измов»: неоклассицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, дивизионизм, символизм. Еще больше таких «измов» в искусстве XX столетия.
|
|
Анри Руссо.
|
|
Несколькими годами позже Пикассо и его друзья открыли художника, который до тех пор не привлекал внимания, хотя и выставлялся с 1896 года. Это был вышедший в отставку сборщик налогов Анри Руссо (1844-1910), начавший заниматься живописью в зрелом возрасте
|
|
Голубой период Пикассо.
|
|
Воздействие той же художественной атмосферы, которая вызвала к жизни манеру Мунка, сказалось и на Пабло Пикассо (1881-1974), приехавшего в Париж в 1900 году. В его работах, относящихся к так называемому «голубому периоду» (этот термин связан с превалирующ
|
|
Эдварда Мунк
|
|
Тем же зловещим настроением отмечены ранние работы талантливого норвежца Эдварда Мунка (1863-1944), приехавшего в Париж в 1889 году.
|
|
Тулуз-Лотрек
|
|
Протест Ван Гога и Гогена против духовных язв западной цивилизации разделяли в конце XIX века многие. Сознательное увлечение декадансом, силами зла и тьмы определяло настроение литературной и художественной среды. Даже те, кто ни в чем не видел выхода, с
|
|
Одилон Редон
|
|
К символистам примыкал и еще один открытый и признанный ими художник - Одилон Редон (1840-1916). Как и Моро, он жил во власти собственного воображения, но его душевный мир был еще более своеобразным и смятенным. Мастер гравюры и литографии, он черпал сюже
|
|
Бердслей.
|
|
Творчество Моро пророчески предвосхитило стиль, которому суждено было господствовать в конце века, что наглядно подтверждают работы Обри Бердслея (1872-1898) - талантливого молодого англичанина, чьи черно-белые рисунки стали образцом вкусов того времени.
|
|
Моро.
|
|
К символистам принадлежал и живщий уединенной отшельнической жизнью Гюстав Моро (1826-1898) - поклонник Делакруа. Мир, созданный фантазией Моро, имеет много общего с грезами о средневековье некоторых английских прерафаэлитов. Картина «Видение» (илл. 397)
|
|
Набиды.
|
Символисты, ставшие последователями Гогена, именовали себя «набидами» - от древнееврейского слова «наби» - «пророк».
|
|
Гоген и символизм.
|
|
Религиозные поиски играли большую роль в творчестве, если не в жизни, и другого великого постимпрессиониста Поля Гогена (1848-1903). Поначалу он был процветающим банковским служащим в Париже, живописью занимался по-любительски и собирал картины современны
|
|
Винсент Ван Гог.
|
|
В то время, как Сезанн и Сера старались преобразовать импрессионизм в более строгое, классическое направление, Винсент Ван Гог (1853—1890) преследовал цели, прямо противоположные.
|
|
Жорж Сера
|
|
Жорж Сера (1859-1891) разделял намерения Сезанна сделать импрессионизм «прочным и
долговечным», но решал он эту задачу совсем другими методами. Его карьера оборвалась так же рано, как и творческий путь Массакио, Джорджоне и Жерико, но он успел достичь с
|
|
Сезанн.
|
|
Старший из постимпрессионистов Поль Сезанн (1839-1906) родился в городе Экс в Провансе близ Средиземного моря. Человек чрезвычайно эмоциональный и темпераментный, он был исполнен восхищения перед романтиками, когда в 1861 году переехал в Париж.
|
|
ЖИВОПИСЬ
|
В 1882 году, за год до своей смерти, Моне получил от французского правительства орден Почетного Легиона, а четырьмя годами позже состоялась последняя групповая выставка импрессионистов, которые, начиная с 1874 года, постоянно выставлялись вместе.
|
|
Пэкстон.
|
|
В год, когда строительство библиотеки Св. Женевьевы было завершено, в Лондоне возвели Хрустальный Дворец (илл. 389)- Это замечательное новаторское сооружение, гораздо более смелое по замыслу, чем библиотека Лабруста, предназначалось для первой из Всемирны
|
|
Лабруст.
|
|
Одним из самых ранних и ярких образцов такого стиля является здание библиотеки Святой Женевьевы в Париже архитектора Лабруста (1801-1875). Внешний вид здания отдает дань историзму, который был характерен для середины XIX века
|
|
Промышленная архитектура и эстетика века машин
|
Более ста лет - с середины XVIII века и до конца XIX - поиски в архитектуре определялись возрождением то одного, то другого архитектурного стиля .
|
|
Эдгар Дега.
|
|
Доказательством коренной разницы между живописью и лепкой является то, что из всех импрессионистов в скульптуре пробовал свои силы только Дега, создавший десятки миниатюрных восковых статуэток на те же темы, каким были посвящены его картины и рисунки. Это
|
|
Огюст Роден.
|
|
Часто говорят, что импрессионизм вдохнул новую жизнь не только в живопись, но и в скульптуру. Это утверждение и верно, и может ввести в заблуждение. Огюст Роден (1840—1917) — первый гениальный скульптор со времен Бернини — занимался преображением скульпту
|
|
Генри О. Таннер
|
|
Первым известным художником-негром был Генри О. Таннер (1859-1937), занимавшийся живописью с Икинсом в восьмидесятых годах.
|
|
Томас Икинс
|
|
Томас Икинс (1844-1916) приехал в Париж из Филадельфии примерно тогда, когда Хомер написал свой «Утренний колокол». Четырьмя годами позже, пройдя традиционное академическое обучение и став убежденным поклонником Курбе и Веласкеса, он вернулся в Америку.
|
|
Уинслоу Хомер
|
|
Талантливый соотечественник Уистлера Уинслоу Хомер (1836-1910) тоже в молодости побывал в Париже, но провел там слишком мало времени и не успел полностью испытать на себе влияние импрессионизма. Во время гражданской войны в Америке он был художником-репор
|
|
Джеймс Эббот Уистлер
|
|
Американские художники были в числе первых последователей Мане и его кружка. В 1855 году учиться живописи в Париж приехал Джеймс Эббот Макнейл Уистлер (1834—1903). Через четыре года он переехал в Лондон, где прожил до конца жизни, но в шестидесятых годах
|
|
Уильям Моррис
|
|
Уильям Моррис (1834—1896) начинал, как художник-прерафаэлит, но очень скоро его заинтересовало «искусство, пригодное для употребления»: архитектура жилых зданий, внутреннее убранство жилища, предметы обстановки — мебель, занавеси, обои.
|
|
Прерафаэлиты.
|
К тому времени, как Моне увлекся работами Тернера, слава этого художника на его родине, в Англии, стала понемногу затухать. В 1848 году поэт и художник Данте Габриэль Россети (1823—1882) помог основать общество художников, именовавших себя «Братство прера
|
|
Поздние работы Моне.
|
|
Среди выдающихся представителей импрессионизма только Моне до конца оставался верным импрессионистическому взгляду на природу.
|
|
Мэри Кэссет.
|
|
В 1877 году к импрессионистам присоединилась американская художница Мэри Кэссет (1845—1926), получившая традиционную академическую подготовку в своей родной Филадельфии.
|
|
Берта Моризо.
|
|
Среди импрессионистов было немало очень одаренных женщин. С самого начала в их группу вошла Берта Моризо (1841—1895).
|
|
Эдгар Дега.
|
|
А вот Эдгар Дега (1834-1917), напротив, вынуждает нас пристально вглядываться в потерявшую вкус к жизни пару, сидящую в кафе, которая изображена на его картине «Абсент»
|
|
Ренуар.
|
|
Художников-импрессионистов всегда привлекали сцены из мира развлечений - танцевальные залы, кафе, концерты, театр.
|
|
Моне и импрессионизм.
|
|
Термин «импрессионизм» родился в 1874 году, после того, как один из насмешливо настроенных критиков ознакомился с картиной Клода Моне
|
|
Эдуард Мане и «революция красочного пятна».
|
|
«Мастерская» Курбе помогает нам лучше понять другую картину, вызвавшую еще большее возмущение публики, а именно, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане
|
|
Густав Курбе и реализм
|
|
Курбе родился в деревне Орнанс недалеко от франко-швейцарской границы и всегда гордился своим крестьянским происхождением.
По политическим взглядам он был социалистом,
а в искусстве в начале сороковых годов XIX века выступил как романтик необарочного на
|
|
Фотожурнализм
|
|
Основой для развития фотографии явилось зародившееся в XIX веке ощущение, что настоящее - это история, которая вершится на наших глазах.
|
|
Беспокойный дух. Стереофотография
|
|
Ранние фотографии отражали взгляды и темперамент романтизма, да, по-существу, и весь XIX век характеризуется неутомимой любознательностью и твердой уверенностью, что возможны любые открытия
|
|
Портрет
|
|
Подобно литографии, изобретенной лишь в 1797 году, фотография удовлетворила растущую потребность среднего класса в получении самых разнообразных изображений.
|
|
Основатели фотографии
|
|
В 1822 году французскому изобратателю Жозефу Нисефору Ньепсу (1765-1833) впервые удалось получить устойчивое фотографическое изображение, хотя первый сохранившийся экземпляр фотографии (илл. 361) был сделан четыре года спустя.
|
|
ФОТОГРАФИЯ
|
Является ли фотография искусством? То, что мы до сих пор задаемся этим вопросом, свидетельствует о продолжении споров на эту тему. Ответы менялись
|
|
Гарнье
|
|
Между тем, выбор возможностей для архитекторов постоянно расширялся благодаря возрождению все новых стилей. Когда снова вошли в моду Ренессанс, а потом барокко, движение по возрождению стилей описало полный круг:
|
|
Барри и Пэджин
|
|
Всеми этими соображениями руководствовались сэр Чарлз Барри (1785- I860) и Уэлби Пэджин (1812-1852) при разработке проекта здания
|
|
Уолпол
|
|
В таком духе в середине XVIII века перестроил и «готизировал» свое поместье Строоберри Хилл (илл. 357, 358) Гораций Уолпол (1717— 1797).
|
|
АРХИТЕКТУРА
|
Учитывая индивидуалистическую природу романтизма, мы могли бы ожидать возрождения множества стилей - прежде всего в живописи самом индивидуальном и сугубо личном из изобразительных искусств, и менее всего в архитектуре - наиболее коллективном и общественн
|
|
Карпо
|
|
Последователем Рюда в области архитектурной скульптуры был Жан-Батист Карпо (1827-1875). Гипсовая модель его знаменитой скульптурной группы «Танец» для фасада Парижской
оперы
|
|
Рюд
|
|
В тридцатые годы XIX века в необарочной скульптуре появился шедевр, достойный Бернини и Пуже (см. илл. 278, 311): великолепная героическая «Марсельеза»
|
|
Канова
|
|
В начале романтической эры мы сталкиваемся с тем, что скульпторы, в основном, старшего поколения, приспосабливают к новым требованиям неоклассицистический стиль. Самый известный из таких скульпторов - Антонио КановаRf
|
|
Cкульптура
|
|
Романтическая скульптура развивалась по тем же принципам, что и живопись. Однако мы убедимся, что она оказалась гораздо более робкой, чем живопись и архитектура. Уникальные преимущества скульптуры - ее основательность, реальное заполнение пространства (св
|
|
Бингем
|
|
В Новом Свете тоже имелись свои пейзажисты-романтики. Сначала американцы были слишком заняты созданием своих поселений и не обращали внимания на поэтичность природы. Лишь по мере покорения необжитых пространств отношение к пейзажу у американцев стало меня
|
|
Фридрих
|
|
В Германии, так же, как и в Англии, пейзаж стал наивысшим достижением романтического искусства, а идеи, на которых он основывался, тоже зачастую были поразительно схожи с идеями английских художников. Когда Каспар Давид Фридрих (1774-1840) - самый известн
|
|
Тернер
|
|
Джозеф Мэллорд Тернер (1775-1851) явился создателем стиля, который Констебл неодобрительно, но остроумно назвал «воздушные видения, написанные подкрашенным паром».
|
|
Констебл
|
|
Своего наивысшего выражения английская живопись достигла в пейзаже, а не в изображении жанровых сцен.
|
|
Блейк
|
|
Позже в Лондоне Фюзели сдружился в поэтом и художником Уильямом Блейком (1757- 1827), который отличался еще большими творческими способностями и гораздо большими странностями, чем он сам. Затворник и провидец,
|
|
Фюзели
|
|
Англия так же рано начала культивировать у себя романтизм, как когда-то неоклассицизм. Фактически один из первых представителей английского романтизма Джон Генри Фюзели (1741-1826) был современником Уэста и Копли.
|
|
Бонер
|
|
Милле и барбизонцы ратовали за возвращение к природе, видя в этом средство спастись от бед, которые несли с собой индустриализация и урбанизация.
|
|
Коро и Милле
|
|
Коро. Первым и, несомненно, величайшим французским романтиком-пейзажистом был Камил Коро (1796-1875). В 1825 году он уехал в Италию и два года изучал окрестности Рима, как это делал Клод Лорен.
|
|
Французская пейзажная живопись.
|
Поскольку романтики поклонялись природе, самым характерным жанром для этого направления стала пейзажная живопись.
|
|
Домье
|
|
Полотна Делакруа отражают тенденцию, которая постепенно стала доминировать в романтическом течении: все усиливающий отход от современной жизни.
|
|
Энгр и Делакруа.
|
|
В конце концов мантия Давида опустилась на плечи Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780-1867). Слишком молодой, чтобы разделить политические страсти, пылавшие вокруг революции, Энгр никогда не был восторженным бонапартистом.
|
|
Гро и Жерико
|
|
Гро. Царствование Наполеона, которое было отмечено славой, блеском и авантюрными победами в отдаленных частях света, обусловило расцвет французской романтической живописи. Она зародилась в студии Жана-Луи Давида, ставшего пылким поклонником Наполеона и со
|
|
Испания
|
|
Одним из многих очевидных противоречий, присущих романтизму, является то, что несмотря на безграничную свободу индивидуального творчества, это направление стало искусством, служащим развивающемуся классу дельцов и коммерсантов, который в XIX веке занял го
|
|
РОМАНТИЗМ
|
Как ни парадоксально, эпоха Просвещения высвободила не только разум, но и то, что ему противостояло: она способствовала новому всплеску эмоциональности в искусстве и по достижении расцвета этот стиль сумел просуществовать почти полстолетия и получил назва
|
|
Неоклассицизм и античность
|
|
Большими событиями для середины XVIII века были возрождение интереса к греческому искусству, как к подлинному источнику классического стиля, и раскопки Геркуланума и Помпеи, которые впервые дали возможность познакомиться с бытом древних и составить полное
|
|
Возрождение интереса к Палладио
|
|
Родиной неоклассицизма в архитектуре стала Англия. Самым ранним свидетельством неоклассицизма явился возврат к стилю Палладио в двадцатых годах XVIII века, чему способствовал состоятельный архитектор-дилетант лорд Берлингтон.
|
|
Скульптура
|
|
В отличие от живописцев, скульпторы-неоклассицисты
были обескуражены тем значением, которое после трудов Винкельмана стали придавать античным статуям. Как соперничать с этими творениями, признанными вершиной скульптурного мастерства?
|
|
Англия
|
|
Уэст. Мученичество героя - своего современника, а не святого впервые обессмертил Бенджамин Уэст (1738-1820) в картине «Смерть генерала Вульфа»
|
|
Франция
|
|
Во Франции мыслители эпохи Просвещения, явившиеся духовными предтечами революции, старательно пестовали наметившуюся в живописи тенденцию отрицания рококо. Такой поворот во взглядах, сначала касавшийся скорее содержания, чем стиля, был вызван внезапно воз
|
|
Эпоха Просвещения
|
Если считать, что современная эпоха зародилась
во время американской революции 1776 года и французской революции 1789 года, то надо помнить, что этим катаклизмам предшествовала революция в умах, начавшаяся на полвека раньше. Ее знаменосцами стали мыслите
|
|
Неоклассицизм против романтизма
|
История этих двух течений, о которых пойдет речь в настоящей и следующей главах, охватывает, грубо говоря, целое столетие, примерно с 1750 по 1850 год.
|
|
Процесс творчества
|
|
Как создается искусство? Если для просторы ограничиться искусством изобразительным, то можно сказать: произведение искусства - это конкретный рукотворный предмет, нечто сотворенное руками человека.
|
|
Воображение
|
|
Всем нам свойственно предаваться мечтам - давать работу своему воображению. Само слово «воображать» означает «создавать в уме какой-то образ или картину».
|
|
Искусство и художник
|
Что такое искусство? Не много найдется вопросов,
которые вызывали бы столь горячие споры и ответить на которые удовлетворительно было бы так трудно, как на этот. И хотя мы не надеемся дать определенный, окончательный ответ, мы можем вместе подумать: что
|
|