Авторы
|
Эдгар Дега.
386. Эдгар Дега. «Четырнадцатилетняя танцовщица». 1878-80 г. Бронзовая отливка, газовая пачка, шелковая лента в волосах. Высота 96,5 см. Фонд Нортона Симона. Пасадена
Доказательством коренной разницы между живописью и лепкой является то, что из всех импрессионистов в скульптуре пробовал свои силы только Дега, создавший десятки миниатюрных восковых статуэток на те же темы, каким были посвящены его картины и рисунки. Этой работой он занимался для собственного удовольствия, а не по заказу. При жизни художника было выставлено лишь несколько статуэток, а отлили их только после смерти Дега, в начале нашего столетия. В семидесятых годах XIX века вырос спрос на статуи, отлитые по рабочим моделям скульпторов. Это объяснялось желанием уловить вдохновенный порыв художника - такое же стремление давно воодушевляло коллекционеров, собиравших карандашные наброски и эскизы, написанные маслом. Впервые скульпторы при создании статуй осмелились нарушить освященные временем законы ремесла и принятые границы натурализма, и стали оставлять на податливом материале следы своих пальцев. И все же, когда Дега представил на выставках импрессионистов в 1880 ив 1881 годах восковой оригинал своей «Четырнадцатилетней танцовщицы» (илл. 386), публика была шокирована отсутствием привычной завершенности работы, бескомпромиссным стремлением художника к воспроизведению неприкрашенной правды. Но реакция критиков была менее суровой. Поверхность статуэтки почти так же необработана, как немного меньшая по размеру обнаженная фигурка, выполненная с натуры, которая явилась прообразом «Четырнадцатилетней танцовщицы». Дега не стал лепить ее костюм, он использовал настоящий шелк и газ, что для того времени было революционным решением, хотя романтиков, всегда тяготевших к натурализму, такая возможность, вероятно, привлекала часто. Нескладность девочки-подростка искусно подчеркнута ее позой, она стоит в классической балетной позиции, но для зрителя эта поза необычна. И все же танцовщица не кажется неуклюжей, от статуи веет наивным достоинством, она исполнена чарующей грации. Безыскусность позы - руки, сомкнутые за спиной, ноги, развернутые в разные стороны - принуждают зрителя обойти статуэтку вокруг, чтобы составить о ней полное представление. А при разглядывании танцовщицы с разных точек зрения бросается в глаза постоянно меняющаяся игра света на поверхности скульптуры, сродни той, что мы видели на множестве живописных и пастельных работах Дега, посвященных балету.
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон
Добавить комментарий
|
Популярное
|