Авторы
|
Коро и Милле
345. Камилл Коро. «Папиньо». 1826 г. Холст, масло. 33 х 40 см. Частное собрание
Коро.
Первым и, несомненно, величайшим французским романтиком-пейзажистом был Камил Коро (1796-1875). В 1825 году он уехал в Италию и два года изучал окрестности Рима, как это делал Клод Лорен. Но то, что Клод изображал в рисунках - состояние данного места в данное время - Коро запечатлел в живописи - это небольшие холсты, написанные, не сходя с места, за час или два (илл. 345). По своим размерам и непосредственности эти работы Коро сродни эскизам маслом Констебла (см. илл. 365), но они основаны на других традициях. Если Констебл, рассматривая природу, делал упор на то, что «небо является главным органом чувств» - принцип, почерпнутый из голландских пейзажей XVII века - то характерное для Коро стремление к архитектурной ясности и стабильности снова напоминает нам о рисунках Клода. Но и Коро тоже настаивает на «правде каждого мгновения». Его тонкая наблюдательность и готовность перенести на холст любой пейзаж, понравившийся ему во время прогулок, говорит о такой же невозможности противостоять непосредственному зрительному впечатлению, которую мы находим у Констебля. Неоклассицисты тоже писали этюды маслом на пленэре. В отличие от них Коро в начале своей карьеры не преобразовал свои наброски в идеализированные пасторальные пейзажи, хотя позднее ему пришлось к этому прибегнуть. Его готовность рассматривать такие наброски, как самостоятельные произведения искусства, тоже выдает в нем романтика.
Милле.
Верность природе, столь характерная для Коро, явилась важным ориентиром для барбизонской школы, хотя сам он, по-существу, членом ее не был. Эта группа молодых художников, а все они были младше Коро, поселилась в деревне Барбизон близ Парижа, чтобы писать пейзажи и сцены из сельской жизни. Однако вдохновленные работами Констебла, выставка которых состоялась в 1824 году в Париже, барбизонцы отказались от неоклассицистической традиции и стали писать пейзажи в стиле северного барокко. Их картины исполнены бесхитростного благоговения перед природой, что, как нельзя лучше, соответствовало лозунгу «искренность», объединившему французских романтиков. Картину «Сеятель» (илл. 346), автором которой был один из художников барбизонской школы Франсуа Милле (1814-1875) - отличает некоторый налет неуверенности в себе. Тем не менее эта чуть расплывающаяся в подернутом знойной дымкой воздухе фигура «героя-земледельца», принадлежит к образам вечным. (Мог ли Милле видеть трогательного сеятеля с октябрьских страниц Tres Riches Heures du Due de Berry?) (cp. илл. 184). Ирония состоит в том, что подобная живопись воспевала сельскую жизнь, а она, меж тем, быстро исчезала под натиском промышленной революции.
346. Франсуа Милле. «Сеятель». 1850 г. Холст, масло. 101,6 х 82,6 см. Музей изящных искусств. Бостон. Дар Квинси Адаме Шоу через Квинси А. Шоу мл. и миссис Марион Шоу Хоутон
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон
Добавить комментарий
|
автор:
"Настольная книга художника", Рей Смит
Популярное
|