|
||||
|
|
Уроки | Библиотека | Выставки | Вопрос-Ответ | Новости | Магазины | О проекте |
Есть вопросы?
спроси у нас
|
Густав Курбе и реализм
365- Густав Курбе. «Дробильщики камней». 1849 г. Холст, масло. 1,6 х 2,6 м. Бывшая Дрезденская картинная галерея. Погибла в 1945 г.
В 1849 году, когда Курбе выставил «Дробильщиков камней» (илл. 365) - первое полотно, полностью отражающее его реалистическую программу - разразился скандал. Курбе увидел как-то двух мужчин, работающих на дороге, и попросил их позировать ему в его мастерской. Он изобразил их в натуральную величину прозаично и основательно без пафоса и сентиментальности, свойственных Милле. Лицо молодого человека повернуто в сторону, лицо старика полускрыто шляпой. Курбе, несомненно, остановил свой выбор на них не случайно - ему важен был их контраст в возрасте - один слишком стар для такой тяжелой работы, другой - слишком молод. Исполненные достоинства от сознания своей символической значимости, они не взывают к нам о сочувствии. Друг Курбе - социалист Пьер-Жозеф Прудон - сравнивал картину с притчей из Евангелия. Таким образом, реализм Курбе был скорее революцией в выборе сюжета, чем революцией стиля. Тем не менее, ярость консерваторов, обвинивших его в опасном радикализме, понятна. Курбе изображал будничную жизнь с монументальностью и серьезностью, которые традиционно использовались в живописи на исторические темы. Он начисто отвергал все традиционные сюжеты, заимствованные из религии, мифологии и истории, выражая этим протест, который бродил в душе у многих, хотя еще никто не решался воплотить его в словах или картинах. Во время парижской выставки 1855 года, на которой с успехом демонстрировались работы Энгра и Делакруа, Курбе привлек внимание к своим картинам, устроив персональную выставку в большом деревянном сарае, где раздавал «Манифест реализма». В центре выставки находилось огромное полотно, самое амбициозное из всех картин Курбе, под названием: «Мастерская художника: реальная аллегория, определяющая семилетний период моей художественной жизни» (илл. 366). Сочетание слов «реальная аллегория» звучит издевкой, ведь аллегории являются нереальными по определению. Курбе имел в виду аллегорию либо преподанную в правилах его собственного понимания реализма, либо не противоречащую «реальной» идентичности людей и фигур, которые ее воплощают. Композиция картины знакома. Она, несомненно, относится к тому же типу, что и «Менины» Веласкеса и «Портрет семьи Карла IV» Гойи (см. илл. 185, 336). Однако на картине Курбе художник помещен в центре, а собравшиеся вокруг него - не королевские особы, которые вольны посещать мастерскую, когда им заблагорассудится, а приглашенные им гости. Художник собрал их специально, а почему - становится ясно лишь после некоторого размышления. Смысл картины можно полностью постичь, только если серьезно задуматься над ее названием и над отношением художника к изображенным им людям. А они разделены на две основные группы. Слева - народ, причем это скорее типажи, а не отдельные индивидуальности: охотники, крестьяне, рабочие, священник, еврей, молодая мать с ребенком - наброски с них художник делал в своем родном местечке Орнанс. Справа, наоборот, мы видим людей, имеющих портретное сходство с теми, кто окружал Курбе в Париже - это его заказчики, критики, интеллигенты (например, человек, читающий газету - Бодлер). Все присутствующие странно пассивны, словно они чего-то ждут. Кое-кто из них спокойно беседует, кое-кто погружен в раздумье; почти никто не смотрит на Курбе. Все они, по-существу, не зрители, скорее они представляют ту социальную среду, в которой вращается Курбе. За работой художника наблюдают лишь двое - маленький мальчик, вероятно, призванный олицетворять собой «невинный взгляд ребенка», и обнаженная натурщица. Какова же ее роль? Если бы речь шла о традиционной картине, мы назвали бы ее «Вдохновением», или «Музой Курбе», однако она не менее «реальна», чем остальные, запечатленные на картине. Может быть, по замыслу Курбе она символизирует Природу - неприкрытую Правду, которую он провозгласил главным принципом своего искусства. (Заметим, что художник специально привлекает наше внимание к только что сброшенной ею одежде.) Группа в центре картины не случайно освещена ярким чистым дневным светом, в то время, как фон и фигуры, расположенные по бокам, подернуты полумраком. Это подчеркивает контраст между художником - активным творцом - и окружающим миром, который ждет, когда художник пробудит его к жизни.
366. Густав Курбе. «Мастерская художника. Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей художественной жизни». 1854-55 г. Холст, масло. 3,6 х 5,79 м. Музей д'Орсэ. Париж
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон Комментарии
гость
[22:54 14 января 2010]
Всё созданное этим мастером просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНО
сулла, наврное
[18:33 04 февраля 2010]
"Мастреская художника. Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей художественной жизни" отчаяно попахивает шедевром. Где раньше был мой нос?
сулла, наврное
[18:33 04 февраля 2010]
"Мастреская художника. Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей художественной жизни" отчаяно попахивает шедевром. Где раньше был мой нос?
апр
[15:29 07 декабря 2010]
некоторые картины етого хдожника и вправду хорошие но некоторые не очень))) Добавить комментарий
|
Популярное |
2007 - 2011
Реклама:
|