|
||||
|
|
Уроки | Библиотека | Выставки | Вопрос-Ответ | Новости | Магазины | О проекте |
Есть вопросы?
спроси у нас
|
Тернер
На примере одной из самых впечатляющих картин Тернера «Невольничий корабль» (илл. 351) можно увидеть, как художник преобразует сюжеты используемых им литературных источников в «подкрашенный пар». Картину, названную сначала: «Работорговцы бросают за борт мертвых и умирающих - приближается тайфун», можно толковать по-разному. Подобно полотну Жерико «Плот "Медузы"» (см. илл. 339), выставленной в Англии в 1820 году, работа Тернера в какой-то степени навеяна происшествием, о котором Тернеру случилось прочесть: на корабле, везущем рабов, вспыхнула эпидемия, и капитан выбросил за борт свой живой груз: он мог получить страховку лишь в том случае, если рабы погибнут в море, а не от болезни. Знал Тернер и соответствующие строки поэта XVIII века Джеймса Томпсона из поэмы «Времена года», в которой рассказывалось, как во время тайфуна акулы преследовали корабль, везущий рабов, «влекомые запахом пота, зловоньем болезни и смерти». Однако, какова связь между действиями работорговца и тайфуном? Почему он выбрасывал мертвых и умирающих за борт? Быть может, из-за угрозы шторма он стремился облегчить корабль? А может быть, тайфун - это кара, насланная природой за жадность и жестокость капитана? Из множества штормов на море, написанных Тернером, ни один не достигает такого апокалиптического звучания. Кажется, космическая катастрофа вот-вот поглотит все - не только «виновного» работорговца, но и само море с его мириадами фантастических и выглядящих странно безобидными рыб. И хотя мы ощущаем силу воображения Тернера, большинство из нас с некоторым даже виноватым чувством любуется «подкрашенным паром», как таковым, забывая о том, что художник стремился при его помощи вселить в нас ужас и возмущение. Даже если оценивать Тернера с тех позиций, которые определял он сам, придется прийти к выводу, что он - «виртуоз Возвышенного» - впал в заблуждение от избытка собственного таланта. Наверно, он был польщен, когда философ Джон Рескин - неутомимо прославлявший высокую моральность готического стиля - так отозвался о приобретенном им «Невольничьем корабле» - «это правда, красота и ум» - увидев в картине все те качества, которые возвышали Тернера над прежними пейзажистами. И однако Тернер, возможно, сомневался, на всех ли зрителей его «подкрашенный пар» производит должное впечатление. Вскоре после окончания работы над «Невольничьим кораблем» он мог прочесть имевшееся в его библиотеке «Учение о цвете» Гете, незадолго до этого переведенное на английский, где говорилось, что желтый цвет «производит теплое и приятное впечатление, а красно-желтый дает, в сущности, глазу чувство тепла и блаженства». А вдруг у зрителей, не знай они названия его картины, возникли именно такие чувства?
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон Добавить комментарий
|
Популярное |
2007 - 2011
Реклама:
|