Авторы
|
Тулуз-Лотрек
400. Анри де Тулуз-Лотрек. «В Мулен-Руж». 1892 г. Холст, масло. 122,9 х 140,3 см.
Институт искусств. Чикаго. Собрание, посвященное памяти Элен Бич Бартлет
Протест Ван Гога и Гогена против духовных язв западной цивилизации разделяли в конце XIX века многие. Сознательное увлечение декадансом, силами зла и тьмы определяло настроение литературной и художественной среды. Даже те, кто ни в чем не видел выхода, смаковали эту безнадежность с какой-то сладострастной жутью. Как ни парадоксально, но именно сознание обреченности явилось источником силы (ибо, смеем предположить, истинные декаденты неспособны осознать свою ущербность). Самым поразительным примером такой силы служит творчество Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901). Уродливый карлик, он был наделен исключительным даром, но растрачивал себя в злачных местах ночного Парижа и умер от алкоголизма. Его картина «В Мулен-Руже» (илл. 400) своей зигзагообразной композицией напоминает «Абсент» Дега (см. илл. 372) и свидетельствует о глубоком восхищении, которое вызвал у Тулуз-Лотрека этот художник. И в то же время это изображение известного парижского ночного клуба нельзя считать перенесением на холст «мгновения жизни», характерным для импрессионистов. Острый взгляд Тулуз-Лотрека проникает в суть веселой сцены, и художник с безжалостной прямотой рисует характеры посетителей и артистов, включая и самого себя - он изображен на заднем плане - маленький бородатый человечек рядом с высоким господином. Однако в этой картине ощущается и влияние Гогена - большие яркие плоскости, подчеркнуто мягкие округлые контуры. И хотя Тулуз-Лотрек не был символистом, от его безрадостного Мулен-Ружа веет такой гнетущей атмосферой, что невольно задаешься вопросом, уж не считал ли художник это кафе, несмотря на всю его притягательность, вместилищем зла?
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон
Добавить комментарий
|
автор:
Из журнала "Полный курс Рисунка и живописи", Украина
Популярное
|