www.linteum.ru
e-mail: пароль:
вход
найти
pегистрация
забыли пароль?
Есть вопросы?
спроси у нас

Библиотека
главная » библиотека » Книги » "Основы истории искусств", Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон

Основатели фотографии

Основатели фотографии

361. Жозеф Нисефор Ньепс. «Вид из окна фотографа в Грасе». 1826 г. Гелиография. 16,5 х 20 см. Коллекция Гернштейна. Техасский университет в Остине

В 1822 году французскому изобратателю Жозефу Нисефору Ньепсу (1765-1833) впервые удалось получить устойчивое фотографическое изображение, хотя первый сохранившийся экземпляр фотографии (илл. 361) был сделан четыре года спустя. Затем Ньепс вступил в союз с молодым художником Луи-Жаком Манде Дагером (1789-1851), который разработал более совершенную камеру. Еще десять лет ушло на исследования в области химии и механики, ав 1839 году публике был представлен дагерротип, использующий позитивные экспозиции, и эра фотографии началась. Сообщение об этом подстегнуло англичанина Уильяма Генри Фокса Талбота (1800-1877) завершить разработку собственного фотографического процесса, которым он независимо занимался с 1833 года, используя для получения позитива бумажный негатив.


Что двигало первыми фотографами? Они старались создать средство художественного отображения действительности, а не механизм для практического использования. Хотя Ньепс был химикомисследователем, а вовсе не художником, его открытие возникло в результате стараний улучшить процесс изготовления литографий. Дагер был профессиональным художником, и по-видимому, заинтересовался фотоаппаратом, желая усилить иллюзию освещения в своих огромных живописных диорамах, которые стали сенсацией в Париже в двадцатых и тридцатых годах XIX века. Фокс Талбот, используя свою камеру-обскуру для запечатления пейзажей во время каникул, увидел в ней средство воспроизведения действительности, которое может заменить собой рисунок.


То, что новое изобретение оказалось связано с механикой, вполне соответствовало духу времени. Ведь представлялось, что промышленная революция, навсегда изменившая образ жизни цивилизованного мира, должна найти собственное средство отображения себя самой, а между тем «остановить мгновение» и запечатлеть быстротекущее теперь существование до начала семидесятых годов XIX века не удавалось. Фотография пережила целый ряд быстрых преобразований, включая изобретение более совершенных объективов, стеклянных пластинок для негативов и новых химических процессов, которые обеспечили появление более чувствительных эмульсий и более стабильных изображений. Поскольку в середине века многие первоначальные недостатки фотографии удалось преодолеть, было бы заблуждением говорить о ранней истории этого изобразительного средства только с точки зрения развития технологии, каким бы важным это развитие ни было.


Кроме того, механическая и химическая основы фотографии были известны давно. Камеру-обскуру - ящик с небольшим отверстием в одной из сторон - знали еще в античности. В XVI веке она широко использовалась для демонстрации изображений. В период барокко, отмеченный большими успехами в развитии оптики, кульминацией чего стала физика Ньютона, камеру-обскуру снабдили и зеркалом, а потом и объективом. В двадцатых годах XVIII века такая камера стала вспомогательным средством при создании архитектурных проектов; к этому же времени была открыта светочувствительность солей серебра.


Почему же понадобилось целое столетие, чтобы свести эти знания воедино? Ответ следует искать, главным образом, в природе научных революций, которая, как правило, выражается в соединении старых технологий и концепций с новыми. (Научные открытия происходят в связи с изменяющимися взглядами общества, причем изменение взглядов вызывается самими научными революциями.) Для истории техники изображение фотографии не было неизбежным, не требовалось оно и для истории искусств, и все же время этой идеи, несомненно, пришло. Если на минуту представить себе, что фотографию изобрели на столетие раньше, то обнаружится, что это было невозможно по одним только художественным соображениям, не говоря уже о технических: XVIII век был слишком привержен воображению, чтобы заинтересоваться буквальной точностью фотографических снимков. Так, например, портретисты, писавшие в стиле рококо, гораздо больше стремились польстить позирующему, чем добиться полного сходства, и беспристрастное изображение с помощью фотоаппарата было бы тогда совершенно неуместным. Даже в архитектурной живописи к топографической точности относились тогда довольно свободно.


Изобретение фотографии явилось ответом на нужды, испытываемые искусством, и на исторические события, породившие романтизм. В большей степени побудительным мотивом этого изобретения было желание приблизиться к «истинному» ик «естественному». Жажда получить изображения, «сделанные самой природой», уже в конце XVIII века породила моду на силуэтные портреты (их рисовали, обводя на стене тень, отбрасываемую профилем позирующего), что привело к попыткам зафиксировать такие тени на светочувствительных материалах. Уже суровый реализм «Смерти Марата», написанной Давидом (см. илл. 327), свидетельствовал о тяге к неприкрашенной правде. То же самое можно сказать и о портрете Луи Бертена кисти Энгра (см. илл. 341), установившем эталоны физического сходства и раскрытия характера, которые впоследствии стали ориентиром для фотографов.





Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон

Добавить комментарий

Имя:*
Ваш комментарий:
Галерея
Дома в Мурнау на Обермаркте. 1980 г.
художник: Кандинский Василий
Уроки
Каким образом фон влияет на цвета
автор: Майкл Сендерс

Популярное

Рисуем деревья

Учимся натягивать холст.

Рисуем птицу

Золотое сечение

Мастер-класс: техника монотипии.

2007 - 2011
Разработка и создание сайта - [Snoggl] ©
Продвижение - [Rat Art] ©
На материалы, взятые с сайта, просьба ставить ссылку на www.linteum.ru

Реклама: