Авторы
|
Абстракционизм
422. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г. Холст, масло. 2,44 х 2,34 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Приобретена по завещанию Лилли П. Блисс
Второе из главных направлений в искусстве - абстракционизм. Рассматривая творчество Кандинского, мы отметили, что этот термин обычно применяется для обозначения процесса (или результата) обобщения и упрощения видимой реальности. (Само слово означает буквально «удалять от чего-то, отделять».) Предположим, что у нас имеется десять яблок. Отделив «десять» от «яблок», получим «абстрактное число», которое больше никак не связано с конкретными предметами. «Яблоки» - это тоже абстракция, так как «десять яблок» отнесены к одному классу безотносительно их индивидуальных качеств. Живописец, пожелав изобразить десять яблок, не найдет среди них двух одинаковых, но и передать все их различия тоже невозможно,- даже самое точное реалистическое изображение этих конкретных фруктов все равно будет в какой-то степени абстрактным, обобщенным. Абстрагирование, таким образом, входит в процесс создания любого произведения искусства, независимо от того, осознает это художник или нет.
Этот процесс, однако, оставался бессознательным, неуправляемым до Раннего Возрождения, когда художники начали подвергать природные формы анализу с точки зрения геометрических фигур. Сезанн и Сера возродили такой подход и развили его. Поэтому их следует считать предтечами абстрактного направления в искусстве XX века.
«Авиньонские девицы» Пикассо.
О зарождении современного абстрактного искусства невозможно говорить, не упоминая Пабло Пикассо.
Около 1905 года этот художник, вдохновленный фовистами и ретроспективными выставками великих постимпрессионистов, постепенно перешел от меланхолического лиризма своего «голубого периода» к более «здоровому» стилю. Пикассо разделял увлечение Матисса творчеством Гогена и Сезанна, но воспринимал этих мастеров посвоему. В 1907 году он создал своеобразную аналогию «Радости жизни»- настолько дерзкое монументальное полотно, что оно вызвало возмущение даже у Матисса (илл. 422). Название «Авиньонские девицы» («Demoiselles d'Avignon») происходит не от французского городка, а от улицы Авиньон в барселонском квартале с сомнительной репутацией. Приступая к работе над картиной, Пикассо задумывал ее как соблазнительную сцену в борделе, но в конце концов остановился на изображении пяти обнаженных и натюрморта. Однако что это за обнаженные! Обобщенные фигуры из «Радости жизни» Матисса кажутся невинными созданиями по сравнению с этим воплощением дикой агрессивности.
Три угловатые фигуры слева повторяют в искаженном виде классические позы, но две другие, с резкими смещениями форм тела несут на себе все варварские признаки этнографического искусства вполне определенного типа. Фовисты вслед за Гогеном открыли эстетическую привлекательность скульптуры Африки и Океании и познакомили Пикассо с этим искусством. Тем не менее, не фовисты, а именно Пикассо использовал первобытное искусство в качестве тарана против классического толкования красоты. Здесь отрицаются не только пропорции, но и органическая целостность человеческой фигуры - этот холст, по меткому выражению одного из критиков, «напоминает поле битого стекла».
Пикассо, таким образом, разрушил очень многое. А что же в итоге приобрел взамен? Придя в себя от первоначального шока, мы начинаем замечать, что в его разрушении есть своя логика. Все на картине - и фигуры, и их окружение - раздроблено на угловатые клинья или грани. Они не плоские, а затенены таким образом, что создают впечатление некоей трехмерности. Не вполне ясно, выпуклы они или вогнуты. Некоторые похожи на глыбы отвердевшего пространства, другие напоминают фрагменты каких-то прозрачных тел. Вместе они составляют уникальный вид материи, придающей всему полотну новую целостность, непрерывность.
«Авиньонские девицы», в отличие от «Радости жизни», уже не воспринимаются как образы внешнего мира. Этот мир - собственный мир картины, аналогичный природному, но построенный по другим законам. Новаторский «строительный материал» Пикассо, состоящий из пустот и отвердений, трудно описать хотя бы с какой-нибудь степенью точности. Ранние его критики, которые обратили внимание прежде всего на господство острых граней и углов, назвали новый стиль «кубизмом».
Автор: Х.В. Янсон и Энтони Ф. Янсон
Комментарии
гость
[11:24 16 мая 2010]
Клёво
Добавить комментарий
|
Популярное
|