|
||||
|
|
Уроки | Библиотека | Выставки | Вопрос-Ответ | Новости | Магазины | О проекте |
Есть вопросы?
спроси у нас
|
О материалах и техниках рисунка
Для карандашных рисунков выбирают плотную, хорошо проклеенную, но не глянцевитую, а шероховатую бумагу. Наброски можно делать в блокнотах, в альбомах из рисовальной бумаги. Рисуют обычными графитными карандашами мягких номеров, обозначенных на оправе буквами М или В (№ 1М - самый твердый, № 6М - самый мягкий и жирный). Твердые номера (№ 1T-№ 5Т - самый твердый) используют только в оформительских работах, для чертежей и очень редко для рисунков с натуры. Выбор карандашей определяется конкретной задачей рисунка, особенностями натуры, а также склонностями художника к той или иной манере исполнения. Допустим, поставлен натюрморт из контрастных по тону предметов. Здесь нужны мягкие карандаши типа "Комсомольский", "Орион", импортные "Кох-и-нор" и "Саксония". Позже пригодится и карандаш "Ретушь". А для наметки контуров возьмите карандаши "Пионер" № 2М или "Конструктор" № 2В, дающие легкие и четкие штрихи. Покупая карандаш, посмотрите на срез грифеля с торца. Если заметите раковинки, то значит карандаш будет ломким. Не роняйте карандаши, иначе и хороший графит станет ломким. Прежде чем рисовать, заточите 3-4 карандаша, чтобы не останавливать работу, когда грифель затупится. Затачивают карандаш, отступив на 2-3 см от его конца. При этом грифель должен быть отточен не менее чем на 1 см. Неплохо прикрепить к планшету полоску наждачной бумаги, чтобы обтачивать на ней грифель. Во время работы надо смотреть не на острие карандаша, а как бы забегать глазом вперед, куда должна быть доведена линия. (П. Чистяков советовал заранее представлять себе, что "отсюда сюда - форма такая".) Наметив линию, тут же сравните ее с другими штрихами, посмотрев на форму в целом, соотнеся с главной вертикалью, осью конструкции предмета. Рецептов штриховки не бывает. Но совет "наносить штрихи по форме" надо правильно понять и к месту использовать. Рисунок не имеет ничего общего с растушевкой по частям заранее очерченных контуром фигур. Контур в рисунке является результатом лепки формы тоном, штриховкой. Да и сразу точно его невозможно найти. Начинают рисунок с "касательных" штрихов, охватывающих "место" формы в пространстве, а не вырезающих ее абрис, "край". Полезно заранее попробовать силу тона каждого карандаша, сделав на отдельном листке штриховку от самых легких до самых жирных штрихов.
Для исправления рисунка и снятия излишней черноты тона надо приготовить резинку - "клячку" (рис. 25). Покупают обычные серые резинки-ластики (только не резинки для чернил) и выдерживают их в банке с очищенным бензином 2-3 дня. Разбухшую резинку вынимают и для удаления бензина кладут на промокательную или оберточную бумагу. Затем резинку надо обязательно прокипятить еще, после чего она хороша для рисования.
Рисунки пером делают тушью на более плотной и гладкой бумаге, иногда и на мелованной. Но слишком гладкая, глянцевая бумага, а также бумага, чрезмерно проклеенная или имеющая жировые пятна, не годится, на ней тушь плохо ложится.
Прекрасный материал для рисунков - древесный уголь. Им создают особо живописные и широко раскрытые рисунки, сочетающие мазки, растушевку с линиями и штрихами разной силы и четкости. Уголь в готовом виде продается в магазинах для художников. Его можно научиться приготовлять самому. Для этого нарезают березовые палочки без сучков длиною около 15 см, очищают от коры и укладывают в консервную банку. Банку засыпают сухим речным песком доверху, закрывают крышкой и обмазывают все пазы глиной. А посередине крышки обязательно делают небольшое отверстие. Затем эту банку ставят в печь для обжига. Когда из отверстия пойдет дымок, вынимают банку, дают ей остынуть и осторожно освобождают от обмазки. Удалив песок, достают угольки и пробуют их на бумаге: если их недожгли, уголь будет царапать бумагу, наоборот, пережженный уголь будет крошиться. При некотором опыте вы научитесь определять время, необходимое для обжига. Рекомендуемая температура при обжиге - 250°-300° С. Другие материалы для рисунка, имеющиеся в продаже, - прессованный уголь, соус и сангина. Соусом работают сухим способом, примерно так же, как и углем. Перехода от темного тона к светлому добиваются с помощью растушки. Ее делают из треугольного листа бумаги, туго скрученного в заостренную трубочку. Бывают и готовые растушки из кожи, замши. Соус хорошо растворяется, поэтому его можно наносить на рисунок и кистью (мокрый способ). Выбор любого материала и техники рисунка подчиняйте изобразительным задачам, характеру натуры. Учитывайте обязательно и свои способности, склонности, свою подготовленность к тому или иному способу рисунка. Но знайте, что смена материалов, пробы новых приемов усиливают интерес в работе, развивают руку и глаз, наталкивают художника на новые открытия. П. Чистяков говорил о своем ученике Серове, что тот "постоянно искал и поэтому не переставал развиваться".
Автор: Ю.Аксенов, М.Левидова Добавить комментарий
|
Популярное |
2007 - 2011
Реклама:
|