Главная
Уроки
Цвет
Тоновая растяжка гуашью

Тоновая растяжка гуашью

Лучше всего поговорить о тоне на примере оттенков серого цвета. Перед вами восемь оттенков серого цвета, составленного из жженой сиены и синего ультрамарина. Самый светлый тон – это белила, в которые добавлена капелька жженой сиены. В крайнем правом случае к смеси жженой сиены и ультрамарина добавлено немного темной прусской синьки. Как вы видите, самые светлые тона здесь находятся слева, и они постепенно темнеют по мере передвижения вправо. Средние четыре образца представляют собой так называемые полутона.

Цвет  Тоновая растяжка гуашью

Рисуя гуашью, я стараюсь в первую очередь написать именно полутона, после чего перехожу к темным тонам, оставляя самые светлые тона, или так называемые световые блики, напоследок. Так, например, если вы рисуете дерево, напишите вначале на нем участки среднего зеленого тона, затем добавьте на затененной стороне дерева более темные зеленые тона и в последнюю очередь напишите светлую, освещенную сторону дерева. Это традиционный способ, которым пользуются все художники, включая тех, кто пишет гуашью.

Каждый цвет имеет гамму оттенков, от светлого до темного. Если вам сложно рассмотреть оттенки цвета (очень многие испытывают с этим проблемы, особенно на первых порах), сощурьте глаза. При этом количество тонов, которые видит наш глаз, уменьшается, а все контрасты светлого и темного упрощаются и становятся заметнее.

Всегда очень полезно перед началом работы над картиной сделать тональный этюд наподобие того, что вы видите на следующей странице. Давайте посмотрим на этот этюд, сделанный с помощью тех же восьми тонов серого, о которых мы только что говорили, и попробуем ответить на несколько вопросов. Почему дальний, стоящий на холме дом так четко отделен от фона? Потому, что он светлее фона. Почему этот же дом кажется более удаленным в глубину пространства картины, чем дом со ступеньками? Потому что дом со ступеньками написан в более широкой тональной гамме, а преобладающий здесь тон ярче, чем основной тон дома на холме.

В целом этот этюд дает полное представление о том, как распределятся тона на будущей картине. Помните об этом и не забывайте впредь о том, насколько важны такие этюды. Иногда случается так, что вроде бы все на картине написано верно, но вы чувствуете, что что-то в ней «не задалось». Не спешите в этом случае менять цвета или очертания предметов, проверьте прежде всего тона. Очень часть корень проблемы таится именно в их распределении. За свою жизнь я обучил сотни учеников, и, когда меня спрашивали: «Что неверно в моей работе?», мне чаще всего приходилось отвечать: «Распределение тонов».

Помимо распределения тонов или светотени большое значение имеет «цветовая температура» картины. Взгляните еще раз на мой этюд и сравните цвет двух стен, которые видны на переднем плане по разные стороны дорожки. Левая стена выглядит теплой, освещенной солнцем благодаря присутствию капельки розового цвета, а правая стена выглядит холодной, находящейся в тени благодаря присутствию синего цвета. Мы можем использовать температуру цвета для того, чтобы разделять свет и тень, но, что еще более важно, создавать за счет этого иллюзию глубины пространства.

Цвет  Тоновая растяжка гуашью

Тональный этюд, сделанный с использованием восьми тонов, показанных выше.

Понравился урок? Поделись с друзьями в соц сетях!

Похожие уроки: