Главная
Статьи
Периферийное зрение в системе зрительного восприятия художника.

Периферийное зрение в системе зрительного восприятия художника.

Статьи  Периферийное зрение в системе зрительного восприятия художника.
В работе художника зрительное восприятие единственное действие, без которого невозможно передать как видимый, так и воображаемый мир. Зрительное восприятие это целостный процесс двух противоположных типов зрения:центрального и периферийного.

Центральное зрение это взгляд,направленный на конкретное место изображаемого предмета или своей работы‚ и имеет очень небольшую площадь сфокусированного рассматривания.

Периферийное зрение, напротив, не имеет направленного взгляда, оно окружает площадь сфокусированного наблюдения. Мы только ощущаем ту область, которая окружает участок центрального взгляда. Периферийное зрение разделяется на верхнее, нижнее и боковые области. Чем больше расстояние от места, на котором сфокусирован взгляд центральным зрением, тем более расплывчато воспринимается окружающее пространство периферийным зрением.

Правильное видение мира художником возможно только на основе опять-таки единственного действия сравнения. По сути,художник запускает свой взгляд на натуру или свой холст только для сравнения:размеров, направлений, отношений между светом и тенью, цветовых отношений и др.Сравнение должно быть доведено до автоматизма, до привычки. В этом случае художник имеет возможность непосредственно отдаться творчеству.

Самое наивное представление о технике сравнения заключается в том, что центральное зрение переводится с одного объектана другой и обратно, и так несколько раз. Но каждый раз в этом случае воспринимается только один объект, и никакого сравнения не происходит.

Началом овладения настоящего сравнения является действие, при котором мы, глядя центральным зрением, например, на тень, ощущаем силу света к этой тени, то есть, воспринимаем контраст между светом и тенью. Таким же образом мы можем почувствовать отношения между двумя цветами.

Для развития более глубокого сравнениянеобходимо воспринимать не менее двух и более объектов. Например, смотрим прямо, центральным зрением, на один цвет, а сравниваем между собой два других, которые воспринимаем периферийным зрением. Цвета,которые мы сравниваем, должны соседствовать друг с другом. Затем к двум цветам добавляем третий и так далее, пока не ощутим всю общую картину окружения.

При этом цвет, через который мы воспринимаем окружение, становится акцентированным, более ярким и заметным.

Таким образом, когда мы, например‚пишем портрет, всё окружение воспринимаем через голову, главный объект портрета. Голова при этом будет естественным образом выделена. Развивать периферийное зрение лучшевсего на натюрморте. Если он состоит из предметов различной окраски, то можнонаписать его через один цвет (предмет), через другой цвет (предмет) и такдалее. Имеется ввиду, что, глядя центральным зрением на один цвет, остальные цвета мы воспринимаем периферийным зрением. В результате мы получим этюды, разные по колориту и насыщенности цвета.В связи с этим трудно согласиться сначалом в этюде, например, портрета или обнажённой фигуры, когда вначале пишется окружение, а затем главный предмет. В истории живописи, как русской, так и европейской, мы таких примеровне увидим. Вспомним Репина, Сурикова, Серова, Энгра, Жерико и всех других мастеров. Не главный предмет зависит от окружения, а наоборот, окружение, аксессуары зависят от главного события. Кроме того, в случае, когда начинают писать сокружения, отсутствует связь рисунка с живописью. Удивительно, что в рисунке все начинают с главного.

Статьи  Периферийное зрение в системе зрительного восприятия художника.

Периферийным зрением мы можем определять отношения между размерами, направления в пространстве, светотеневые отношения, отношение тёпло-холодности в цвете и все необходимые действия вработе по живописи или рисунку. Хорошая иллюстрация к этому выражение П.Чистякова о том, что когда рисуешьноги смотри на голову, и наоборот.

Ещё раз напомним, что сочетание центрального и периферийного зрения это только техника правильного сравнения‚ без которого мы не сможем адекватно увидеть как изображаемый объект, так и свою работу.

Можно сказать словами из области музыки‚что центральное зрение устанавливает мотив, мелодию, а периферийное зрение -аккомпанемент.

У начинающих, и не только, периферийное зрение или отсутствует или находится в таком состоянии, что они почти не различают никаких нюансов в освещении и в цвете, для них всё неопределённо серо.

Статьи  Периферийное зрение в системе зрительного восприятия художника.

С постоянной практикой в сером окружении постепенно начнут появляться всё более заметные интонации освещения и цвета. С течением времени периферийное зрение будет становиться богаче, ярким и цветным, и процесс сравнения достигнет полноценного уровня, необходимого для профессиональной работы.

В.И. Стеценко

Автор: В. И. Стеценко

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц сетях!

Похожие статьи: