Главная
Статьи
Как делать эскизы

Как делать эскизы

Поиск наилучших вариантов графических решений учебной постановки называется эскизной работой. Именно в этом виде работы происходит рождение графики, максимально проявляются творческие способности человека. Условность языка графики как вида изобразительного искусства открывает широкие возможности для свободного композиционного поиска.

Эскизы (масштаб примерно 1/8- 1/16 стандартного листа) выполняются как без натурной постановки на основе рисунка и зарисовок, так и прямо с натуры. Основное внимание уделяется композиционному поискунаилучшего выражения идеи. Хотя в процессе работы над рисунком и зарисовками наилучшие точки зрения на натюрмортную постановку в основном уже определены, необходимо перед началом эскизного поиска еще раз осмотреть натуру. Не исключено, что мнение может измениться.
В эскизной работе окончательно определяется формат графической композиции. Как правило, студенты отрабатывают 2-3 фиксированных натюрмата, обусловленных характером постановки.
При размещении предметов постановки на определенных форматах изобразительной плоскости необходимо угадать соотношение размеров элементов постановки с масштабом выбранного формата. Изображения предметов не должны необдуманно «плавать» или «тесниться» в композиции, мешая ее идее.

Статьи  Как делать эскизы

В эскизном поиске ярко проявляются все имеющиеся в творческом багаже студента знания принципов композиции (цельность, симметрия, асимметрия, ритм, пластика). Композиционный центр эскиза должен быть ясно организован, помогая раскрытию основной идеи графического произведения. В эскизе определяется и пространственная система, по которой будет строиться изображение. Само изображение может быть построено весьма иллюзорно или иметь плоскостное решение.

В работе над черно-белыми эскизами важно сразу определить общее светлотное состояние композиции. Такую графику в зависимости от соотношения количества черного и белого делят на «темную» и «светлую». В «темной» графике, исполняемой, как правило, пятном или пятном и штрихом, черные цветовые заливки занимают большую часть композиции, оставляя на бумаге изобразительный акцент. «Светлые» натюрморты исполняются черной линией по белому полю бумаги. Штрих или точка часто воспринимаются в графике как серый цвет. Все это создает в работе деление на «темные», «светлые» и промежуточные «серые» градации.Статьи  Как делать эскизы
Исходя из такого деления графики по общей светлоте композиции и понимая роль выявления пространствав изображении, в учебной работе над черно-белой графикой всегда важно определить, что считать пространством: черное или белое? Что является воздухом, а что предметом? Тип взаимоотношений между черным и белым (пространством или предметом) дает композиционный каркас графической работе. В «темных» работах пространством может быть черный цвет, в «светлых» -белый. Исходя из этого, одну часть черно-белых эскизов натюрмортов делают на белой бумаге, другую – на черной. Выбор бумаги уже дает направление поиска. Формы наносимых на плоскость пятен и линий определяют особенности диалога черного цвета с белым, но общая тональность и направление в гармонизации выразительных средств избраны.

Статьи  Как делать эскизы

Несколько сложнее работа над композициями, в которых планируется использовать равное количество черного и белого цвета. В таких композициях важное значение приобретают очертания предметов постановки, их пластика и ритмика.

Статьи  Как делать эскизы

Количество статичных и динамичных форм-пятен закладывает основу для «композиций движения», «композиций покоя» И «композиций конфликта». Особенно эффектными получаются «композиции конфликта», когда равное количество черного и белого цвета усиливается борьбой динамичных и статичных форм. Для примера вспомним, как развивается тема черного и белого цветов в графике Н.Н. Куприянова «Натюрморт с лампой» и работе В.А. Фаворского «Натюрморт с книгами».

Статьи  Как делать эскизы

В цветной графике натюрморта эскизная работа ведется на основе определения общего цветового состояния постановки.Часто данные состояния определяют «теплые» и «холодные» цвета, и соответственно с этим планируется эскизный поиск. Такие названия, как «Голубой натюрморт», «Красные цветы в вазе», «Зеленые яблоки», обычны в цветных графических произведениях. Ряд художников-графиков исполняют поисковые эскизы на специально закрашенных листах, дающих общий колорит всей работе.

Источник: "Графика натюрморта";

Автор: Н.П. Бесчастнов

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц сетях!

Похожие статьи: