Главная
Статьи
Адгезия в масляной живописи

Адгезия в масляной живописи

Из бесед с Владимиром Макухиным.
Четыре вида адгезии (сцепления).

Мы говорили же об адгезии, да? Есть четыре типа адгезии: проникающая, склеивающая,
полярная и сплавляющая адгезия.
1. Проникающая адгезия.
Первое – проникающая адгезия. Это когда мы пишем первый слой, когда мы начинаем писать по грунту (по клеевому, и, отчасти по эмульсионному), то тут идет тянущая система. Связующее из красок (масло) входит частично туда в грунт – вжик. То есть это проникающая адгезия. Если
тянущий грунт – значит, это проникающая адгезия. Часть связующего из красок туда впитывается, да? пигмент оголяется, масло лишнее уходит, в тянущий грунт масла уходит много и адгезия будет идеальная и краска будет матовая или полуматовая. Адгезия будет хорошая, потому что масло
частично остается в краске, а частично уходит в грунт, и оно их соединяет и держит. Если будешь царапать, то уже фиг сотрешь.
2. Полярная адгезия и склеивающая адгезия (3).
(Ред. – Полярной адгезией называется отсутствие адгезии).
Но когда ты поработала, уже этот первый слой красок высох, то уже все – проникающей адгезии не будет такой. Тут уже проникновения масла такого не будет. Потом включается другая адгезия. Какая, знаешь? Чтобы верхняя краска соединилась с нижней?
Н. Беленькая:
– Прилипательная?
В. Е. Макухин:
– Склеивающая! «Прилипательная», ха-ха, скажешь тоже. «Отлипательная» еще, да? Это склеивающий тип адгезии, то есть мы делаем межслойную обработку, и как бы склеиваем слои. А если не сделать межслойную обработку, то это какая будет адгезия? Это будет полярная адгезия,
то есть никакая. Масло к маслу же не пристает. То есть краска ляжет, и будет казаться, что все нормально, а потом она отскочет. Связи потому что нету. И поэтому тут нужна склеивающая адгезия, то есть межслойная обработка – обработка межслойным лаком или ретушным лаком.
Вот, если ты длительную работу делаешь, то по какому грунту ты пишешь?
Н. Беленькая:
– Ну…
В. Е. Макухин:
– Да по масляному! Слой масляной краски поверх любого грунта – это полумасляный грунт. А масляный грунт изначально делается. По свойствам они практически не отличаются. Вот, если у тебя тянущий грунт и ты пишешь первый слой живописи – то тут у тебя проникающая адгезия. Часть масла из красок туда, в грунт впитывается, живопись становится матовая (пигмент оголяется, масло лишнее уходит) и адгезия будет идеальная. Но когда этот первый слой краски уже высох – все, когда вторая прописка делается, тут уже проникания, проникновения масла уже такого не будет. Уже нужна склеивающая адгезия. То есть, загрунтовала ты поверхность масляной краской, или просто долго пишешь и у тебя предыдущий слой высох – это все требует межслойной обработки.

Межслойный лак.
Состав межслойного лака:
1 часть спирт,
1часть уплотненное оксидированное масло,
4 части разбавителя,
Можно добавить еще и лака (смолы) 1 часть – хуже не будет.
Если добавляется натуральная смола, то есть лак (даммарный, мастичный), то в качестве разбавителя нужно использовать пинен. (Смоляной лак с уайт-спиритом смешивать нельзя). Но при этом нужно помнить, что и эти смолы и сам пинен – продукт натуральный и скоропортящийся.
То есть, межслойный лак, в составе которого есть эти натуральные вещества, хранится только два, три месяца.

Воздействие компонентов межслойной обработки на поверхность.
1) Межслойный лак.
Спирт.
Спирт, размолаживает предыдущий слой, он как бы открывает поры и испаряется. То есть он
обеспечивает некоторую проникающую адгезию.
Разбавитель.
Разбавитель (пинен), разжижает плотное масло.
Плотное оксидированное масло и смоляные лаки.
Плотное масло (масляный лак) и смоляные лаки (натуральные – даммарный, мастичный и синтетический – акрилфисташковый (акрилстирольный)) обеспечивают склеивающую адгезию.

2) Сок чеснока.
(Ред. – Сок чеснока сам по себе используется как самостоятельное средство. Он обеспечивает склеивающую адгезию).
Есть еще способ: чесноком натирать. Но представь, если у тебя картина большого размера, допустим метров пять, да? То вся семья художника будет зубчики чистить, да? Чтобы такую картину натереть. И если это заказ, там натюрморт, пейзаж или, допустим, портрет большой заказчику пишешь, и он его в спальню повесит, да? И от этого портрета чесноком будет нести, пока он там выветрится этот чеснок, да?
Способ нанесения межслойного лака.
Наносить можно из пульверизатора или капнуть на ладонь и растереть по поверхности картины.
Это нужно делать именно ладонью, потому что тогда, во-первых, тонкий слой получится (лишнее масло нужно убрать, а ладонь о тряпочку вытирать можно). А во-вторых, на тряпке или салфетке много пыли, а на руке пыли нет. Поверхность в результате обработки должна давать легкий отлип.
Много межслойного лака нельзя наносить, потечь может, и от большого количества масла (даже уплотненного) может потом масляный кракелюр образоваться.

Оксидированное уплотненное масло. Способ приготовления и свойства.
Самое лучшее для межслойного лака это оксидированное, сгущенное на солнце масло (льняное или подсолнечное). Его надо самим делать. Берешь просто льняное масло и выливаешь в плоскую прозрачную посуду и ставишь на окно, туда, где больше солнца. Масла должно быть чуть больше
сантиметра налито. Масло оксидируется (окисляется) кислородом воздуха и покрывается сверху пленочкой, и под ней загустевает. Так оно должно стоять около года. Чем тоньше слой налитого масла, там быстрее оно оксидируется (загустевает). Масло имеет такое свойство – оно осветляется
на солнце, поэтому нужно солнце.
Потом эту пленочку надо снять и выбросить. И все масло у тебя становится похожим на мед. Если туда мухи попадут или грязь какая-то, то надо через марлечку процедить, ты его в другую баночку переливаешь, и надо закрыть, чтобы уже воздуха не было. Это у тебя получается масляный лак, масло превратилось в масляный лак. Прекрасное средство для межслойной обработки.
Н. Беленькая:
– То есть он уже начинает прилипать?
В. Е Макухин:
– Конечно.
Н. Беленькая:
– А такое обычное покупное масло оно не липнет?
В. Е. Макухин:
-Ну, конечно не липнет, сырое масло не липнет. А это уже – масляный лак, уже свойства другие появились. Старики раньше на таком масле краски делали.
Методы обработки поверхности при отсутствии межслойного лака (в классическом варианте проводится перед нанесением межслойного лака).
Но если межслойного лака нет под рукой, то нужно хотя бы обезжирить. Ну, есть разные способы. Самое элементарное, это, конечно, спирт. А если спирта нету, то ацетон. Ацетон – самый активный растворитель, и еще он довольно токсичный, поэтому работать с ним нужно на воздухе,
особенно если у тебя большая картина. Лучше всего, конечно спирт, он хм, и пахнет хорошо. Если спирта нету, ацетона нету, то тогда керосин (уайт-спирит).
Н. Беленькая:
– А можно пиненом, скипидаром обезжирить?
В. Е. Макухин:
– Лучше не надо. Он частично обезжиривает только. Ну, если ничего нет, то можно обезжирить
мыльным раствором детского мыла.
Н. Беленькая:
– А почему именно детским мылом?
В. Е. Макухин:
– Ну, потому что оно слабощелочное. Развести мыльную водичку в блюдце и тампончик смочить в ней и всю картину протереть. Потом влажным тампончиком смоченным в чистой воде все это мыло удалить и высушить.
Но если ты, например, поехала на этюды, и там, где-нибудь в деревне задержалась, и тебе надо, предположим, какой-нибудь высохший уже этюд поправить. То как обезжирить поверхность?
Н. Беленькая:
– Уайт спиритом, разбавителем?
В. Е. Макухин:
– А если нет разбавителя.
Н. Беленькая:
– Спиртом?
В. Е. Макухин:
– Выпили спирт.
Н. Беленькая:
– Мылом?
В. Е. Макухин:
– Мыло смылили все в бане. Нет мыла.
Н. Беленькая:
– Ну, тогда я даже не знаю… Чесноком? Но он воняет…
В. Е. Макухин:
– Чеснок съели весь. Неурожай был, допустим, да? То есть, если этого ничего нет, то тогда можно мокрым песком как шкуркой обработать. Иногда рекомендуют шкурку, но она, если у тебя живопись фактурная, только по верхушкам проходится. Кто-то говорит: «А я лезвием поцарапаю».
Но если живопись фактурная, то ты только верхушки поцарапаешь. Адгезии тогда уже не будет никакой. А мокрый песок он во все впадинки заходит. Он у тебя сделает всю поверхность шероховатой такой, и у тебя адгезия уже будет хорошая, это будет проникающая адгезия. Просто
берешь песок на тряпочку, водой смачиваешь и обрабатываешь поверхность круговыми движениями. Песок и вода как образив работают, понимаешь? Это обязательно нужно, если ты следующим слоем пишешь по высохшему слою масляной краски.
Масляный и полумасляный грунт требует межслойной обработки, ну, а если нет межслойного лака, то хотя бы обезжирить нужно. Это обязательно. Просто если не сделаешь – отлетит. Ляжет- то отлично, а отлетит с таким же успехом.
Каким еще способом можно добиться склеивающей адгезии.
Н. Беленькая:
-Вот, я недавно была на выставке Орешникова, там на одном портрете, с нижнего края краска осыпается.
В. Е. Макухин:
– Ну, это почему? Потому что не обезжирил, элементарно не обезжирил. Хотя этого можно, в принципе, избежать. Вот, если, допустим, нечем обезжирить, то что делать?
Вот, есть еще такой вопрос, «на чем писать?». То есть, чем разжижать краску?
Н. Беленькая:
– Уплотненным маслом, разбавленным пиненом?
В. Е. Макухин:
– Конечно. Или масляный лак добавляем (уплотненное масло) или смолу добавляем. То есть, у них есть свойства склеивания, понимаешь? Нужно в разжижитель добавить лак – или масляный, или даммарный, мастичный или синтетический лак – акрил-фисташковый (акрил-стирольный). Ну,
любой лак имеет свойство липнуть. В краске же сырое масло, оно же не липнет, поэтому такая краска ложится хорошо, и так же хорошо потом отваливается.
Н. А. Беленькая:
– А вот полимеризованное масло, его можно использовать так же как оксидированное?
В. Е. Макухин:
– Полимеризованное – это то же масляный лак, уплотненное масло, но это вареное масло, и поэтому оно более темное. Его можно использовать, писать на нем, но лучше где-нибудь в тенях. Небо лучше писать на оксидированном.

Влияние соотношения компонентов грунта на адгезию. Свойства мела и свойства пигмента цинковых белил.
Ну, для хорошей адгезии еще надо и рецептуру грунтов соблюдать. Это все такое ремесло очень важное. Потому что художник должен не только быть талантливым, да? но и образованным.
Нужно уметь правильные собирать рецепты, да? Потому что если ты, предположим, нарушишь рецепт, ну, допустим, мела положишь меньше, то и адгезия будет меньше. Потому что, вот, что держит краску? Краску держит только мел. Мел он сам по себе очень гигроскопичный материал.
Вот, если, допустим, ты возьмешь щепотку порошка цинковых белил и щепотку мела, и капнешь капельку масла в цинковые белила, и капнешь в мел. Мел сразу впитает в себя масло. А цинковые белила… Там капелька так и останется. Там чтобы их смешать, ее втирать придется.
Тут к нам в Академию как-то один мужик приходил и продавал грунтованные холсты – в киоск сдавал для продажи. Ну, знаешь, такие небольшие для этюдов студентам. Я смотрю, они беленькие такие, грунт сам по себе очень белый. И я его спрашиваю: «А что у вас там за состав?
Что за рецепт?». А он говорит: «Там цинковые белила и клей».
Н. Беленькая:
– А так нельзя, отскочет же, да?
В. Е. Макухин:
– Да, отскочет, конечно. Напишешь – потом краска вся отвалится. А мела там у него не было вообще. А мел должен быть обязательно.
Н. Беленькая:
– Чтобы держало, да?
В. Е. Макухин:
– Да, ну мел держит краску. Мел (это наполнитель), и он держит. А пигмент цинковых белил добавляют, чтобы от масляных красок мел, находящийся в грунте не пожелтел и не потемнел.
Мел ведь масло впитывает и темнеет при этом. А пигмент цинковых белил сохраняет цвет, держит цвет грунта, потому что он с маслом не темнеет. Нельзя нарушать это соотношение мела и пигмента.
А если ты темперой пишешь, то можно чтобы в грунте один только мел был, если в темпере масла нету. Так что тут соображать нужно. Вот, допустим, казеиновый грунт, это единственный из грунтов, который вообще может быть без наполнителя (мела) и пигмента. Просто может быть одна проклейка казеиновым клеем и все. И адгезия будет идеальная.

4. Сплавляющая адгезия.
В. Е. Макухин:
– Ну, и четвертый вид адгезии это сплавляющая или смешивающая адгезия, когда верхний слой смешивается с нижним. С какими красками это происходит? Ну, масляная краска если у тебя высохла, ты же верхним слоем нижний уже не размолодишь, они не смешаются. А в акварели, там
связующее обратимое, там смешается. И еще это энкаустика. Там связующее это воск. Воск при нагревании плавится и краски горячими наносятся на разогретую поверхность.

Портрет злой бабушки.
Эти знания очень важные. Если художник этого не знает и не делает, то он будет рожать больные картины. Адгезия, это очень важно. Я даже, когда лекции читаю, то начинаю прямо с первых лекций об адгезии говорить. Потому что студенты уже пишут, занятия по живописи у них уже идут, и все эти ошибки они, как правило, делают. Я с Михал Михалычем советовался по этому поводу, чтобы начинать там не с пигментов и т. д., а сразу со свойств адгезии, и он со мной согласился.
Я студентам привожу даже пример такой по поводу адгезии, конечно немножко шутливый, ну, чтобы до них сразу доходило. Потому что, если просто так говоришь, они: «да, да», вроде бы поняли, а потом оказывается, что в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А когда житейский пример приведешь, это уже лучше действует на память. А пример такой: вот, допустим, приезжаете вы в деревню к дедушке. Бабушка у него умерла уже. Бабушка была злая, не очень такая добрая тетенька по жизни. Вот, и дедушка ее переносил, переносил, ну и пережил ее. Ну, и
внучка, будучи художником, приезжает в гости к дедушке. Занятия в Академии художеств закончились, и на каникулы внучка приехала навестить деда. А кто-то, давно еще бабушку писал, бабушкин портрет висит. Ну, и дедушка говорит внучке: «Запиши ее нафиг! Не могу больше. Всю жизнь она меня пилила и сейчас как будто следит за мной». Ну вот внучка взяла и написала поверх бабушкиного портрета дедушкин портрет. Хороший портрет, похоже, все красиво. А межслойную обработку-то внучка-художница не сделала, и не обезжирила поверхность перед тем как писать.
Ну, какое-то время проходит, внучка опять уехала, в Академии художеств занятия начались.
Наступила зима. Вечером дед у печки сидит, своим портретом любуется. Вдруг у портрета красочный слой отваливается, а оттуда бабушкин глаз снова дедушку буравит. А все почему? Потому что не была сделана межслойная обработка и не обезжирена поверхность!

Автор: Отрывок из сборника лекций Михаила Девятова по технологии живописи. Составитель – Н. А. Беленькая, редактор – Н. А. Беленькая, составлено по материалам В. Е Макухина. Консультант – В. Е. Макухин.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц сетях!

Похожие статьи: